Статьи

Собака городского охотника: размышления вынужденного лентяя

Ох, и неблагодарное же это дело – сравнивать любую из охотничьих собак с другими породами. Не предполагал этим заниматься, если б не случай: с разницей в несколько дней у меня погиб годовалый лайчонок, а сам я получил тяжелую травму, полностью лишившую мобильности. Так появилось время для размышлений, а следом и повод.

Буквально через неделю вынужденного безделья в квартире появилась коричневая  такса-трехлетка, первая в моей жизни сука. Прослышав о двойной беде, знакомая заводчица осчастливила подарком (когда-то с одним из ее питомцев, в дальнейшем ставшим родоначальником линии, мы дошли до высоких титулов среди юниоров, от дальнейшего пути в этом направлении удалось отбиться – ну, не мое).

Обалдевшая от перемен в судьбе собака мгновенно вывела инвалида из депрессии, а еще через неделю я, наконец, понял, что в сложившейся ситуации это лучший из возможных вариантов. Во что превратилась бы лайка, вынужденная год провести с хозяином в квартире практически безвылазно, а затем еще энное количество времени без возможности выбраться на настоящую охоту? Тем более кобель. А тут даже известную утилитарную проблему в самый сложный первоначальный период удалось решить с помощью резинового автоковрика и газеток.

Сейчас, спустя год, отважусь сказать: такса – лучшая порода для ленивого городского охотника, чем бы эта «лень» ни вызывалась. А также для «случайного стрелка», вынужденного обзавестись ружьем и собакой, дабы соответствовать требованиям моды в определенных социальных кругах. Ладно, зарастающий паутиной «Голланд-Голланд» (все-таки железяка), а вот жиреющий и дуреющий на шикарном диване дратхаар…

Поэтому один неоспоримый плюс породы назову сразу. Исходя из личного опыта, за исключением лабрадора не знаю охотничьей собаки, которая была бы так приспособлена к жизни в квартире и так адекватно относилась бы к вынужденному безделью, как такса. Да и то, игривый нрав упомянутых ретриверов, особенно в молодости, нередко приводит к сущим погромам. Такса же – это «вещь в себе», с философским складом характера и соответствующими сибаритскими взглядами.

Форму весь год затворничества удавалось поддерживать жесткой диетой и маломальским обеспечением подвижности - апорт можно и, лежа на диване, бросать. В конце концов, даже жену гораздо проще уломать на выгул таксы, чем лайки. Или того же ретривера.

Хотя о том, что за существо на самом деле скрывается под забавной внешностью этих собачек, знают лишь их владельцы да, пожалуй, охотники. Если первых в самом начале удивляют недоверчивость, агрессивность к чужаку, и, соответственно, неплохие сторожевые качества, то для вторых очевидными являются злобность к зверю, отличная вязкость, и все это – с высоким уровнем самоконтроля. Как-то за один сезон мы потеряли двух «ягов», причем последнего совсем нехорошо: барсуки вырвали ему челюсть, а у хозяина не поднялась рука, в результате измучил и себя, и пса за время скитаний по больницам. Причем с неизбежным финалом. А вот с таксами таких массовых страстей и не припомню.

Хотя уже тогда стал понемногу отходить от норной охоты. Как говаривал Абдулла – старым стал, ленивым. И если к марш-броскам по лесам-перелескам всегда относился как к отличному отдыху, то курсантские нормативы по рытью траншей и капониров что-то уже не привлекают. А на норе «земляные работы» зачастую занимают большую часть времени. Посему и вернулся, после ухода Гудзона (это он был на фото с камином), к лайкам. Да, видать, не судьба.

Благо, таксы, в принципе, достаточно универсальные собаки. Не вижу ничего особо переживательного в работе такс не только по «кровяному следу», но и по копытным, даже кабану. Желательно, по чернотропу. Хотя этот широко известный в узких кругах снимок и рассказ его автора свидетельствуют о всесезонности такс.

А что, гончая – она и есть гончая, только лапы коротковаты. На мой взгляд, это единственный ничем не устранимый недостаток породы. Затруднены передвижение и преследование по снегу, высокотравью, хотя в крепь животинка проскальзывает, как змея. Досадно, когда, прекрасно выполняя обязанности ретривера, такса просто не в состоянии протащить через густую растительность ту же утку, все время спотыкаясь и путаясь. С выносливостью у них тоже неважно, опять же из-за особенностей строения, поскольку передвигаться приходится в основном прыжками с огромным расходом энергии.

При этом великолепное нижнее (и не только) чутье, ровный спокойный гон любого зверя, даже позывистость, особенно на первом этапе травли, имеется. Плюс преимущество маленького не тревожного размера, как у карелок супротив восточно-сибирских лаек – не боится их зверь, остается на месте, подставляясь под выстрел. Да и вертлявы таксы, несмотря на курьезный «сосисочный» облик, легко уходят из-под клыков и когтей. У самих, кстати, зубки тоже не подарок, особенно у кобелей, явно не пропорциональны росту, больше доберману какому-нибудь соответствуют. Но пользуются они ими тоже грамотно и только там, где надо: никогда, даже на первой притравке по кабану, не используют свои фирменные штучки, вроде «мертвой хватки» - соображают!

В качестве «пешей гончей» такс используют и в охоте на зайца. Сам, правда, ни разу не пробовал, но видеть доводилось. Забавно, конечно, когда охотник выполняет чуть ли не половину работы собаки, лично поднимая ушастого, и лишь затем выпуская свеженькую таксу из рюкзака, но опять же – издержки конституции. Главное, что сама система вполне работоспособна.

Конечно, чтобы успешно охотиться с таксой, про лень придется забыть, хотя бы на время натаски. И тем не менее вне рамок охоты у вас будет обычная домашняя собака, пусть с не очень простым характером, но и без «лаечного» фанатизма. И гости, обычно на Новый Год, не будут требовать немедленно освободить живущую на оборудованной лоджии лайку, поскольку ей там «холодно и одиноко». А вам не придется каждый раз объяснять, что ей там как раз не жарко и спокойно, а с вами, такими веселыми, она быстро с катушек съедет. Такса же просто уйдет куда-нибудь подальше от суеты и оживится лишь при подаче на стол мясных деликатесов. Зато стоит только сказать «Мы едем в лес» или просто открыть оружейный шкаф, как это тихое и мирное существо тут же превратится в стремительную клыкастую молнию, готовую немедленно выступить и на труд, и на подвиг.

P.S. И все же, положа руку на сердце, будь возможность вернуться на год назад, сделал бы это, не задумываясь. И не только из-за травмы.

Игорь Сальцов

Источник: www.hunting.ru